Выставки и события
«Предметы искусства Александра Лишневского. Ретроспектива юбилея». Публикации.

Работы, представленные на выставке

АЛЕКСАНДР ЛИШНЕВСКИЙ (из дневника критика)…

Ноябрь 2005 г. Возможно ли быть одновременно талантливым художником и куратором? Оказывается, вполне... Проект «Человек не умеет быть голым» – яркое тому подтверждение. Набившая оскомину проблема телесности в трактовке Александра Лишневского обретает новый смысл. В конце реализации проекта я прихожу к выводу, что оппозиция «художник-куратор» теряет свою актуальность. Я всегда отделяла художника, как неординарную творческую личность, настаивающую на своей индивидуальности, живущую вне времени и пространства, от куратора: человека, умеющего объединить множественность дискурсов, лояльного к разнообразию творческих позиций. Именно в прямолинейности собственного выбора и, в тоже время, поразительной способности вбирать в себя множественность субъективных стремлений, как раз и коренится одна из самых важных причин уникальности Александра Лишневского. Он способен не только создать произведение, но и сконструировать пространство, создать такую среду, в которой человек просто обязан соответствовать ей личностно и духовно, в своем образе жизни и в образе мыслей. Я не вписываюсь в это пространство и начинаю ненавидеть Лишневского за излишнюю категоричность. Думаю, стоит поставить точку в наших профессиональных отношениях ….

Декабрь 2007 г . Поставить точку не получилось. Не могу отказаться от совместного проекта «DOOTS». И в этом признании примечательна не тавтология, а преклонение критика перед оригинальностью замысла, предлагающего вместить точку наивысшего творческого напряжения в круге диаметром 56 см. Пригов, давший толчок проекту, к сожалению, так и не увидел его воплощения. А воплощение идеи, на мой взгляд, гениально….

«Капризный гений» - тривиальная фраза, тем не менее, удивительно соответствующая личности художника и куратора, сумевшего объединить в проектах «DOOTS» и «BOOK-ART», видеоарте «ОНАНГЕЛ» повествовательную связь времён, слова и изображения.

Сентябрь 2008. Несмотря на включённость Лишневского в современную художественную жизнь, стоит отметить определённую личностную отстранённость и дистанцированность художника от привычных стереотипов и клише. Автор, виртуозно владеющий линией, цветом и фактурой избранных материалов, зачастую, сознательно нарушает привычные связи. Его произведения, словно фрагменты другой сверх-реальности, в которой предметы обретают иную визуальную функцию, поражают внутренней свободой и раскованностью. Я прихожу к выводу, что противоречивая личность Лишневского ставит в тупик и, вместе с тем, неодолимо привлекает к себе неангажированностью и лёгкостью в оперировании традиционными понятиями. В очередной раз меня восхищает умение найти в классической традиции и символико-знаковых образах прошлого основной принцип для собственного самовыражения, а так же разнообразие практик, в которых работает художник (от традиционных живописи и графики до ассамбляжа, инсталляции и видео-арта). Причём, некая условность изображения означает не поверхностное отношение к действительности, а, наоборот, наличие подлинности и серьёзности за внешним налётом иронии, игры, будь то коллажи или документальной точности фотографии с якобы непреднамеренным кадрированием фрагментов повседневной жизни («Внутренняя Россия», «Бог», «Бомж», «Мешки» и пр.). Возможно, в этой соотнесённости продуманного и случайного, несущественного и ценного кроется загадка притягательности работ Александра Лишневского.

Исполненные неожиданных, нетривиальных трактовок привычных вещей, они таят в себе целый мир, который предстоит заново открыть зрителю и «увидеть» в нём Автора – в его одарённости и эрудированности, в сложности и, в тоже время, цельности натуры.

Светлана Крузе





Выставка была приурочена к 50-летию известного ростовского художника, куратора и педагога.
Александр Лишневский во всех этих лицах стремится выполнить своеобразную миссию – заполнить, образовавшуюся с отъездом основных художников группы "Искусство или смерть", лакуну авангардного актуального искусства в столице Юга России. Работая в самых разнообразных техниках от традиционной живописи и коллажа до фото-инсталляций и видеоарта, художник отличается и редкой широтой и разнообразием творческого выражения: от брутальной жесткости до почти сентиментальной нежности.

Открытие весной 2005 года в Ростове Музея современного изобразительного искусства предоставило возможность художнику реализовать и свои кураторские способности. В том же году в МСИИД был осуществлен первый проект в рамках лонгитюдной художественной программы "Сеанс связи" – "Человек не умеет быть голым", вызвавший широкий общественный резонанс. На гране прошлого и текущего года в том же музее были реализованы еще два знаменательных проекта из этой программы: "ТОЧКИ/DOTS" и "БукArt" с участием многих известных художников Москвы и зарубежья. Во всех этих проектах художник принял участие и своими работами. При этом А. Лишневский сам принимает участие в проектах, реализуемых на столичной художественной сцене, в частности в минувшем году успешно участвовал в проекте Колесникова Денисова "Новый ангеларий".

"Сто лят!" художнику желаем – так говорят в Польше, ближайшей соседке Украины, откуда родом Александр Лишневский.

Игорь Введенский

Наш адрес: Ростов-на-Дону, Шаумяна, 51. Телефон для справок: 240-38-72
Часы работы: с 12 до 19 часов
Выходные дни - понедельник,вторник
Вход бесплатный