Выставки и события
Выставка Елены Павленко «Когда деревья — большие». Статьи. с 15 марта по 6 апреля 2014 г.

Работы, представленные на выставке

Релиз

Открытие

Отзывы

Работы студентов факультета «Журналистики»


Персональная выставка «КОГДА ДЕРЕВЬЯ — БОЛЬШИЕ»

Вытряхивать из себя все, что навеяли условия жизни, обстоятельства, множество событий — дело увлекательное и если умеешь держаться на волне спонтанного потока впечатлений, обязательно (рано или поздно) появится множество причин к их воплощению. Представляемые жизнью возможности и способы диалога с миром бесконечно разнообразны. Мы ищем, выбираем и осваиваем язык, помогающий наиболее точно и правдиво передать ту главную суть истинной природы каждого, которая в самом сердце. Оттачивая ремесло, формулируем смыслы.

Поддаваясь течению нюансных ощущений и впечатлений, я всегда испытываю нестерпимую потребность рисовать, овеществляя иллюзии: то ли подтверждая их призрачность, то ли доказывая право на их существование. В любом случае, такова моя действительность.

Публичная демонстрация работ — дело очень волнительное и крайне полезное для любого человека, говорящего изобразительными языками. Собранная в экспозицию «коллекция» чувственных переживаний и состояний души, прежде всего — возможность охватить единым взглядом фрагмент своей жизни и произвести «ревизию». Это тот самый момент, когда говоришь: «Добро пожаловать! Это моя жизнь. Будьте осторожны» Готовясь к выставке, я приближаю момент осознания того, куда, с чем и, главное, каким образом двигаться дальше. Этап, когда чувства владели творчеством, отражая мое взаимодействие с миром, почти завершен. Он дал неоценимый опыт обретения состояний: любовь, удивление, восторг, очарование, пылкую игривость, страх, иронию, нежность...

Они сродни состоянию детскости, «когда деревья — большие». Состоянию принятия вечно изменяющегося чуда жизни.

Но это уже немножечко «вчера».

Сейчас уже хочется отточенными средствами говорить о глубинном. Быть проводником потоков состояний и смыслов не индивидуальных, а природы и мира в целом. И даже не могу представить, во что это выльется, и как это будет выглядеть.

Я в предвкушении.
Добро пожаловать!

Елена Павленко — художник, член СХРосии,
преподаватель кафедры «Рисунок» ААИИ ЮФУ.




Статья (автор Т.Неклюдова)

Знакомство с Еленой Павленко и ее работами соизмеримо с подарком, который преподносит нам судьба, неожиданно сталкивая с увлеченными, талантливыми и харизматичными людьми. Можно сказать, что на моих глазах родился хороший художник, поскольку еще несколько лет назад Лена была просто преподавателем, «балующимся» графикой. То иллюстрации нарисует, то — натюрморт сочинит, то — батик придумает. Это здорово, когда учитель рисования не только учит словами, но и сам может что-то нарисовать, вдохновить студентов! Было в ее работах что- то волшебное, немного ребяческое, такое милое и притягательное, как будто она пытается приоткрыть дверь в удивительный мир детских грез, мечтаний и фантазий. Ее персонажи на картинах почти всегда ничего не делали, всё происходило у них внутри, они думали, вспоминали, переживали("Другое расписание«, «Живое.Любовь», «Рыбки», серия «Большая война»). Лена транслировала их внутренний мир, мысли, настроение, чувства, а зритель придумывал свою историю, свой сюжет, свой собственный мир, находил что-то своё. Иногда мир в картинах Лены был похож на проступающие на старинных монетах и рельефах знаки, открывающиеся под рукой кропотливого археолога из-под множества наслоений, или вдруг составлялся из разбросанных осколков с мягко скругленными краями, обточенными рекой времени («Океания», «Первозданность», «Свет.Тень»). При этом картины всегда обладали композиционной ясностью и цельностью, пластическим единством стиля, ритмической и фактурной выразительностью. Название одной из ранних ее работ «Яркая лента, вплетенная в детские сны» можно смело ставить девизом «розового» периода.

И вдруг что-то произошло, какой-то виток — и Елена-художник вышла на новый уровень. Она как бы «переизобрела» свои работы. Появились иные смыслы, картины потеряли сюжетность, представляя взгляд мастера, обращенный на себя и на свое произведение. Возникли картины, в которых видна не только передача однажды схваченного настроения, но и работа мысли, и постоянное озадачивание зрителя. В ее творческом кредо «художественность», «образность», «изобразительность» приобрели принципиальное значение, став интригующими моментами в постижении Искусства. Она не повторяет уже достигнутого, избегает чужих приемов, стараясь найти свой пластический язык, свой стиль, наполнить форму особым содержанием. И это ей удается. Руку, манеру Павленко можно узнать на расстоянии, ярко выраженный авторский почерк проявляется в каждом новом ее творении.

В проекте «Кро-ЛИКИ!», работа «Азбука», как бы, не выделялась из ряда иллюстративных и «детских» опусов Лены. И можно было бы пройти мимо типичной иллюстрации из букваря, но остановившись, оторвать взгляд невозможно: 33 образа на одном листе, выражающих эмоцию кролика. Кролика, живущего в современном социальном пространстве. Здесь и безупречное мастерство графика-рисовальщика, и ирония, понятная ребенку и вызывающая улыбку у опытного зрителя. Очень современная вещь, обыгрывающая образы массовой культуры, ее нельзя рассказать, ее невозможно охватить рациональными методами.

Графические листы серии «Пять языков любви» являются своеобразным приглашением к сотворчеству и апелляцией к зрительскому воображению, а зритель, доверяя своей интуиции и представлениям о мире, может по своему усмотрению расшифровывать язык этих посланий, устремляясь по волнам своих размышлений и ощущений, или просто любоваться.

Новый язык повлек за собой новую деятельность, совсем недавно открылась творческая мастерская OpenEyes, где Павленко — руководитель творческого коллектива студентов. Она не только собирает вокруг себя талантливую молодежь, но и возбуждает в ней интерес, в том, что является ценным для самой Елены. Я не знаю, как она это делает, но учит смотреть на мир каким-то иным взглядом, она придумывает забавы, чтобы сориентировать в поиске актуальной формы. Причем это связано и не только с формой, но с сознанием, актуальным сегодняшнему художественному поиску. Елена вместе со студентами делает выставки и приглашает совместно к участию опытных художников- профессионалов. Иногда трудно определить, где работа студента, школьника, а где — мастера. Так родились проекты «Покровы земли», «Живое», «Отличия и разности».

В картине «Благовещение» Павленко моделирует собственное пространство, выстраивая его на метафорических и ассоциативных превращениях: узор деревьев продолжается в оперенье прозрачных и призрачных белых птиц. В нем развиваются ассоциативно-смысловые связи, в которых предметные символы, взаимодействуя, создают особое художественное пространство изображения.

Каждым движением кисти, тонким и обдуманным, Елена тщательно выстраивает драматургию своих произведений. Словно чья-то невидимая и властная рука приглушает все звуки, стирает случайные черты суетности, пестроты, ярких красок. И в таком очищенном пространстве особую значимость приобретает бытие простых вещей. Она не стремится эпатировать зрителя невиданным и непонятным, но и не подает ему красивых картинок, не требующих осмысления. У нее нет необходимости демонстрировать свою глубокомысленность, поскольку глубина образного мышления является естественной составляющей ее творческого метода. Она не обрушивает на нас миазмы болезненного подсознания, а бережно и деликатно, без назиданий и поучений приглашает к размышлению, всегда проявляя чувство меры, которое еще никто не отменил как признак хорошего вкуса.

Неклюдова Татьяна — искусствовед,
член СХ России.




Статья (автор Х.И. Хашхаян)

«Послушайте! Ведь, если звезды зажигают,
значит это кому-нибудь нужно?»
Антуан-де-Сент Экзюпери
«Маленький принц»


Не так часто на небосклоне донского изобразительного искусства появляются новые имена, но это бывает. Отличительной чертой творчества Елены Павленко является постоянное стремление к поиску новых средств выразительности. Художница не останавливается на однажды использованном приеме, не эксплуатирует его бесконечно, она неуклонно движется дальше, расширяя диапазон своего восприятия искусства и действительности. Автор прекрасно владеет, собственно, натурным рисунком, традиционной графической техникой. С высоким профессиональным мастерством исполнен портрет художника Владимира Куприянова, в котором Елена создает убедительный, в некотором роде, типический образ творческой личности. Простыми графическими средствами добивается поразительного портретного сходства, не теряя при этом силы художественного обобщения.

Но основные, глобальные интересы автора лежат в несколько иной плоскости. Она, будучи глубокой и цельной личностью, склонна к увлечению чистым первозданным формотворчеством. Не случайно одно из ее лучших произведений носит название «Первозданность». В этом триптихе с особенной силой раскрывается ее природный талант, изысканное чувство цветовой гармонии, ритмическое напряжение, общая пластическая культура. Гармонизируя яркие, контрастные цвета, художница закручивает их в тугие энергетические узлы, каждая работа триптиха подобна пружине, готовой развернуться. Елена очень чутко подходит к содержанию графических циклов, каждый раз она тщательно обдумывает выбор пластического языка произведения, добиваясь органичной взаимосвязи работ в серии. Настроение, с которым исполнена замечательная по своей выразительности серия «Живое» — меланхолия. Автор, используя технику монотипии в сочетании с легкими акварельными заливками и деликатными касаниями пера, белил и цветного карандаша, создает хрупкое, зыбкое, мерцающее ностальгическое пространство. И совсем другое, светлое мироощущение мы наблюдаем в серии «Presto». Здесь Елена выступает как виртуоз акварелист, она вновь возвращается к натурным штудиям, элегантно моделирует природную, растительную форму. В этом цикле автор уделяет пристальное внимание мельчайшим деталям изображения, именно через деталь проходит смысловой стержень всего произведения. Совершенно по иным законам искусства построена серия «5 языков любви». Художница применяет несколько формообразующих элементов, делит пространство листа на четыре части, прорабатывает подкладку монотипии линеарно, вводит текстовые шрифты. Елена Павленко столь же успешно, на наш взгляд, проявляет себя и в живописи. Интересны ее эксперименты с фактурами, довольно часто для создания образа она использует эффект контражура. Неожиданной для зрителя явилась живописная композиция «Течение», в чем-то созвучная с графической серией "Живое".

Активная жизненная и творческая позиция художницы — кредо Елены Павленко, она является организатором и идейным вдохновителем целого ряда художественных проектов. Один из них носит название «Живое» — проект, в котором Елена выступила и как талантливый дизайнер, создавший интерактивную инсталляцию «TOUCH» (Белое на Белом), сформировавшую выставочное пространство экспозиции. Она руководит открытой студией OPEN EYES — объединившей неравнодушных, творческих людей, разделяющих общие мнения. Студенты, молодые художники, зараженные энергетикой ее личности, активно вступают в сложный, противоречивый мир творчества. И пусть сопутствует им успех, а творчеству Елены Павленко долголетия в искусстве.

Живописец, искусствовед
доцент кафедры Рисунка
член СХ РОССИИ
ИАрхИ ЮФУ
Хашхаян Х. И.

Наш адрес: Ростов-на-Дону, Шаумяна, 51. Телефон для справок: 240-38-72
Часы работы: с 12 до 19 часов
Выходные дни - понедельник,вторник
Вход бесплатный