Выставки и события
«КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ? или Большому кораблю - большое плавание»

Музей Современного Изобразительного Искусства на Дмитровской принял участие в организации выставки «КУДА Ж НАМ ПЛЫТЬ? или Большому кораблю - большое плавание».

Выставка производственного пейзажа из собрания Музея современного искусства Ростова-на-Дону в Музее Шинного завода Ярославля — нормальный оборот спирали. Ведь гигант индустрии Шинный завод сам есть мощный производственный пейзаж, а музей — только часть его. Камерный театр, проецирующий внутрь себя великую историю предприятий Сибура через призму Ярославского шинного. Внутри его и поместили полотна с изображением размашистых строек и размашистых производственных будней. Огромное строительство сжалось до нескольких полотен...

Но взрыва не будет — ни реального, ни эстетического. Величие подвига советских людей (реального подвига) стало дополнительным декоративным элементом в декорациях музея. И это нормально.

Все дело в том, что реализм не может быть ни социалистическим, ни капиталистическим. Реализм, он и есть реализм. Словосочетание «социалистический реализм» — фантастика, и изображал он фантастику. Он был подлинным в искусстве монументального плаката. Маяковский — великое искусство, потому что оно создавалось в границах еще живого мифа. А потом миф умер, столкнувшись с реальностью, с войной, и его пытались спасать, придавая искусству черты бытового правдоподобия. Получалась фальшь — Ленин в шляпе...

Это не означает, что все эти деятели советского искусства не бывали талантливыми людьми. И Киселев (беру на вскидку двух авторов, представленных на выставке), и особенно Филатчев — по-своему талантливы. Но их возня с монстрами советской индустрии едва ли не пародийна. А Филатчев (монументалист, мозаикой занимался, даже скульптурой, являя пародию в хорошем смысле слова на гения Ренессанса) — создает целое направление — соцреализм на основе итальянского Возрождения. Уходит от советской действительности, как уходят столбы на представленной здесь ночной шахте (или что там такое изображено? А картина гениальна).

Итак, спираль прокрутилась от монументального плаката к отрицанию его в безликости будней. Эта живопись представляет смерть: умирают гиганты индустрии, умирают или уже померли люди, уходят и художники. Ярко вспоминаются похороны с обязательным оркестром в устаканившейся советской жизни. Но нет трагизма...

Немного скучновато, немного грустно, но больше весело. Фантастично, но ведь фантастика — не фэнтези. Фантастика в отличие от занесенного чужеродного жанра может объяснить. Объясняю: эта живопись, при всей своей нереалистичности, проделав оборот спирали вместе с нашей с вами историей, стала куда реалистичнее плакатности, с которой начинала. Потеряла художественную форму, но не потеряла содержание. Сохранила в себе, если хотите, реальную экономику. И учит возврату, если хотите, к реальной экономике. Вы можете, как угодно играться с формами, если есть содержание.

Однажды правящий нами тогда Леонид Ильич Брежнев умудрился сказать: «Невеселое, я бы сказал это веселье». Сказал он это про пьянство, а по большему счету про то, чтобы не пропить реальную жизнь с ее реальной экономикой. Она уже буксовала в его годы, как буксовали руки художников. Но мы жили и живы до сих пор. И еще помним по-настоящему веселое имя Пушкин. Я, пожалуй, приведу цитату из Блока (это ведь он назвал это имя веселым): «Поэт — величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет».

Неизменность сущности искусства покоится тоже, простите, на реальной экономике. Некормленый художник не выживет. А вот мы с вами эстетствуем, веселимся ли, ностальгируем ли, еще что делаем на этой выставке. И благодаря тому, что есть этот музей. А музей есть благодаря работающему заводу. И вспоминаем пушкинские строки: «Куда ж нам плыть?». А корабль плывет. Нужен корабль, чтобы плыть. Ну, или другое средство передвижения. А для него колеса нужны, шины опять же...

А перед «Куда ж нам плыть?» у Пушкина стоит слово «Плывет», а выше — строчка: «Громада двинулась и рассекает волны».

Николай Кокорнов

Наш адрес: Ростов-на-Дону, Шаумяна, 51. Телефон для справок: 240-38-72
Часы работы: с 12 до 19 часов
Выходные дни - понедельник,вторник
Вход бесплатный