Выставки и события
Выставка Джанмария Потенца «Веницианские ритмы». О выставке. 30 января - 3 марта 2013 г.

Работы, представленные на выставке

Разгрузка и монтаж экспозиции

Открытие выставки

Фотоконкурс

Отзывы

Работы детей


О выставке

Венецианский скульптор Джанмария Потенца подготовил обширную экспозицию, которая уже была представлена в российских музеях Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля, Новгорода и Краснодара. Скульптуры Потенца – это объекты, сочетающие в себе неизменные поиски новизны и принципы классицизма, его искусство дружелюбно и гармонично.

Джанмария Потенца родился в 1936 году в Венеции. Окончив в 1956 году Венецианский государственный институт искусств, открывает в 1968 году стекольную мастерскую «Ла Мурина». В своей мастерской, Потенца работает в техниках деревянной и бронзовой скульптуры, витража и мозаики, керамики, лака, гравировки по стеклу, металлу и бетону, сграфитто, росписи по дереву и бархату. Среди многочисленных достижений скульптора – участие в Венецианской биеннале 1954 года (в качестве лучшего студента Государственного института искусств), экспонирование работ на Венецианской биеннале 1986 года, персональные выставки как в галереях, так и в знаменитых архитектурных пространствах Италии. 1994 – выставка в Стамбуле (Турция). 1996 – выставка в Торонто, Монреале, Нью-Йорке(Канада, США). 2000-2001 – Гонконг(Китай). Так же Джанмария Потенца реализовал множество проектов по отделке интерьеров океанских лайнеров, создал скульптуры для улиц и площадей Венеции, открыл фонтан на площади Каваллино Трепорти.

Джанмария Потенца считает себя одновременно и скульптором, и художником. В своем творчестве он успешно продолжает богатейшие традиции венецианского искусства, отсюда и название выставки - «Венецианские ритмы». На выставке в нашем музее будут представлены мозаичные панно из дерева и стекла, авторская графика с тиснением, бронзовая скульптура и камерные декоративные объекты, - все они создают фантастический мир, где доминирует урбанистический мотив. Сложные образы вычислительных машин, напоминающие градостроительные макеты, кубистические животные, биоформы и абстрактные объекты становятся благодаря игре с различными фактурами и цветовыми акцентами очень живописными.

Посетителей музея ждет удивительная встреча с фантастическим предметно-человеческим миром известного итальянского скульптора Джанмария Потенца, организованная куратором международных выставок Энцо Форнаро.





Венецианские миры Джанмария Потенца
Universi veneziani di Gianmaria Potenza

Разве не странно говорить об итальянском искусстве в Санкт-Петербурге? Такой разговор кажется гораздо более уместным в Италии, хотя, возможно, искусство Италии, даже, проще обсуждать именно в Петербурге, художественная слава которого обусловлена её корнями, глубоко проросшими в матрицу итальянского искусства.

Этот факт активного присутствия итальянского искусства в Санкт-Петербурге восходит практически к моменту зарождения будущего имперского города. Тому можно насчитать многочисленные примеры, такие, как коллекция скульптур знаменитого Эрмитажа, необыкновенное собрание шедевров, наиболее обширное, но и наиболее ценное, в отношении произведений в мраморе, Антонио Канова. Исключительная коллекция, созданная по воле царей, которые начиная с Петра Великого, Екатерины II и их последователей не имели соперников в возможности приобретения произведения искусства (в XIII — XIX веках) в Италии, с конкретным намерением адаптировать русскую культуру к западным художественным образцам. Приобретая или заказывая с этой целью произведения искусства в Италии, цари, и другие утонченные русские коллекционеры боготворили итальянскую скульптуру первой половины XIX века, авторов, затем ставших знаменитыми и востребованными во всем мире.

Не только скульптура была в основе этого культурного итальянского контекста, который впитывался искусством еще с тех времен, живопись, тоже представляла один из важных аспектов итальянского искусства, а значит, и образец для всех — Мадонна Бенуа Леонардо, в удивительной галерее Эрмитажа, насчитывающей ещё более 1000 итальянских работ. Параллельно или пересекаясь между собой, следуют другие аспекты итальянского искусства в Петербурге: архитектура и музыка, танец и прикладные искусства, и даже, фотография, когда и она превращается в часть искусства — художник-фотограф Карло Бергамаско, открывший собственное ателье на Невском проспекте, становится фотографом Императорского двора.

И конечно, в основе становления русского искусства, нельзя не отметить значимость Академии Художеств в Санкт-Петербурге, которая в прошедшие эпохи являлась прямым или косвенным проводником итальянского искусства и его аспектов, настолько, что её лучшие выпускники посылались под эгидой Академии в Италию, совершенствовать их знание итальянского искусства.

Итак, как можно понять, этот диалог между художественной реальностью Италии и Петербурга был очень активен, причем, итальянское искусство служило ссылкой, но анализируя контекст настоящего и возвращаясь к началу XX века, кажется, что все это прервалось. Так, обращаясь к художественным событиям в наиболее значительных музеях, связанным с Италией, процент выставок, посвящённых XX веку и современности, очень незначителен, если не стремится к нулю. Вспоминая художественную наполненность предыдущих столетий, кажется, что все, что является искусством в Италии, связано с именами великий мастеров прошлого. Это не справедливо по отношению ко всему тому «брожению» и превратностям, которые были в итальянском искусстве более позднего периода. Мы не можем забыть что ещё сто лет назад был таким активным обмен и корреляция между Маринетти и футуристами которые в 1914 в «Бродячей Собаке» в Петербурге провозглашали торжество русской души в присутствии Маяковского, Маринетти и других художников русского авангарда.

После этого последнего импульса, кажется, что итальянское искусство стало совершенно неизвестным, к нему перестали обращаться, настолько, что обычно при упоминании об итальянском искусстве обычно вспоминается только классика.

Так, мы находимся перед лицом феномена «неизвестности» с обеих сторон, поскольку, как в Италии не только обычная публика, но и специалисты вряд ли смогут идентифицировать петербургских или русских художников, так и в Петербурге и России отсутствует знание течений и художников ХХ века (после второй мировой войны) и сегодняшнего дня.

Эта культурная пустота, прорезанная только международными итальянскими культурными событиями, такими как Венецианская Биэннале, откуда доносится скорее эхо, чем взгляд, со стороны русской публики. Напротив русское искусство активизировалось в Италии, в последние годы Венецианской Биеннале российский павильон совершил новый «выход» на сцену международного искусства.

Исходя из того, что было сказано выше, и «историзма», связанного с хорошим знанием русским обществом классического итальянского искусства, которое все еще преподаётся в Академии художеств Санкт-Петербурга, я хотел создать и показать эту выставку " Венецианские миры Джанмария Потенца«, посвятив её той части современного итальянского искусства, которая, несомненно, являясь искусством сегодняшнего дня, сохраняет тесную связь с прошлым реалистического искусства. Стараясь понять композицию и концепцию подбора произведений, представленных в асептических пространствах престижного музея Эрарта, можно проследить за различными аспектами интерпретаций Джанмария Потенца, одного из ведущих итальянских и венецианских художников. Потенца — венецианец, последователь знаменитого соотечественника — скульптора Канова, но в мире Потенца не существует не человеческих фигур не белоснежного каррарского мрамора, там есть бронза — глянцевая или матовая. Творчество Кановы было направлено на исследование гармонии формы и превосходную обработку материала, у Потенца, бронзовая скульптура представлена в чистом виде, её шлифовка, гравировка доведены до того же совершенства, что и обработка мрамора в скульптурах Канова. Скульптуры Потенца — это объекты, в которых мы неизменно улавливаем принципы классицизма, несмотря на поиск новизны, оживлявший творческий процесс 70-х, а теперь превратившийся в обязательную характеристику авангарда. Результатом является то, что работы Потенца представляют красоту идеальную и вечную, в отсутствии психологического изыска, уравновешенные и устойчивые даже если их поверхности изрезаны, что является их особенностью, либо когда они вращаются вокруг своей оси. Предметом изображения могут стать, как величественные стеллы, и башни — сегодняшнее развитие мегалитических скульптур, так и маленькие произведения природы и её сюжеты т.к. в природе скульптор черпает вдохновение — фрукты, семена, звёзды, частые персонажи его произведений, которые сливаются в геометрические формами с византийским влиянием, или животные в ветхозаветном «Ковчеге».

На этой выставке, в дополнение к скульптурной части, можно увидеть обширную часть «документации» поиска, другие произведения Потенца. Это те вещи, в которых художник демонстрирует свой извечный отказ от «разделения» искусств, напротив, ему интересно работать и создавать произведения, в их синтезе, сохраняя в этом переплетении техник стилистическую индивидуальность и новый уровень в непрерывности поиска зрительных ощущений, разных, в зависимости от используемых материалов.

Так были созданы произведения ещё одного его «мира» «Живописные скульптуры», техническая находка, где дерево, дутое стекло и новаторски использованная мозаика объединяются в одной работе, «подвижная» поверхность которой, оживленная бесчисленными деталями, приглашает, даже самый рассеянный глаз, проследить за рисунком и формой. Какие фигуры и профили живут здесь одновременно, знать не дано, как будто, скульптура — это хамелеон, способный видоизменять свою структуру и поверхность, создавая с тем, кто наблюдает, диалог, который выходит за рамки обычного общения «произведение-зритель», конфигурируя новую реальность под каждым новым взглядом. В этих работах есть некоторые, в которых угадываются и обращения к другим источникам вдохновения — Венецианская республика и интерпретация её герба — крылатого льва «Elaboratore Leone». Обращается скульптор и к Моранди — «Дань Mоранди», где натюрморты являются объектом сложной проработки. Знаменитый герой итальянской живописи ХХ века даёт в живописных скульптурах Потенца ещё один эмоциональный заряд, где обычные предметы становятся героями произведений, которые делают их поэтическими и нереальными. Затем, работы, посвящённые мастеру стеклодуву Сегузо — «Дань Сегузо», где получают вторую жизнь фрагменты бесценного стекла Сегузо, они тоже превращаются в углубления и выпуклости материи, становятся душой произведений Потенца.

Возвращаясь к работам, которые мы хотели представить на этой значительной выставке, хочется упомянуть резинографии, ещё один материал, который Потенца превратил в скульптуру, обработав плоскую поверхность, как барельеф. Он не мог резать или лепить по бумаге, но он смог обработать её таким образом, что получились эффекты, значительных и подчёркнутых обьёмов со светотеневыми контрастами, в которых отражается то движение и те знаки, которыми отмечены и другие его работы. Даже бумага превратилась в руках Потенца в «плазмический» материал, утончённую поверхность, почти всегда, с доминирующим белым цветом, вогнутые объемы которой живут в ритме его венецианского мира, являясь, может быть, вновь найденным орнаментом декора белоснежного мрамора и византийской фактуры покрывающей дворец Дожей.

Энцо Форнаро,
куратор международных проектов.



Биография Джанмария Потенца

9 декабря 1936, Родился в Венеции. 
1956 Окончил Венецианский государственный институт искусств, учился у Джорджо Вентер Марини.
1968 Основал стекольную мастерскую «Ла Муррина».
Основал собственную мастерскую, в которой работает в техниках сграфитто, росписи по дереву и бархату, керамики, лака, гравировки по стеклу, металлу и бетону, деревянной и бронзовой скульптуры, витража и мозаики.

Избранные выставки:
2012 Персональная выставка в Музее современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург, Россия.
2010 Персональная выставка в Музее керамики, Фаенца.
2009 Персональная выставка в Джардино делле Салуте, Венеция.
2006 Персональная выставка на площади Кардуччи, Джезоло.
2004 Персональная выставка в галерее Миниачи, Венеция.
2001 Персональная выставка в Палаццо Скотти, Тревизо.
2000–2001 Персональная выставка в Музее современного искусства Гонконга, Китай.
1997 Персональная выставка в галерее Либрайо, Турин.
1996 Персональная выставка в галерее Квадрига, Ницца, Франция.
1996 Передвижная персональная выставка в Торонто — Монреале — Нью-Йорке, Канада, США.
1994 Персональная выставка Музее турецкого и исламского искусства, Стамбул, Турция.
1994 Персональная выставка в Палаццо делле Цителле, Венеция.
1993 Персональная выставка в здании Таможни, Пунта делле Салуте, Венеция.
1993 Персональная выставка в галерее Новеченто, Мольяно, Венето.
1992 Персональная выставка в галерее Салетта Вивиани, Пиза.
1992 Персональная выставка в галерее Арте Сеньо, Удине.
1990 Персональная выставка в Палаццо делле Стеллине, Милан.
1990 Персональная выставка в здании портового управления, Венеция.
1990 Персональная выставка в галерее Сан Стефано, Венеция.
1989 Персональная выставка в Каза деи Каррарези, Тревизо, Венето.
1988 Персональная выставка в Палаццо Ронкале, Ровиго, Венето.
1988 Персональная выставка в здании портового управления, Венеция.
1987 Персональная выставка в музее Чаза де Ра Реголес, Кортина Д’Ампеццо, Венето.
1986 Персональная выставка в галерее Ла Градива, Рим.
1986 Венецианская биеннале (скульптура «Гармоническая кувшинка»).
1985 Персональная выставка в галерее «Аккадемиа», Монтекатини Терме, Тоскана.
1967 Выставка произведений для церкви в Соборе святого Петрония, Болонья.
1958 Персональная выставка в Фонде Бевилаква Ла Маза, Венеция.
1954 Венецианская биеннале. Выдвинут в качестве лучшего студента Государственного института искусств.
1952 Коллективная выставка в Фонде Бевилаква Ла Маза, Венеция.

Проекты:
2007 Открытие фонтана на площади Каваллино Трепорти, Венеция.
2004 Победитель конкурса на скульптуру для городского управления Порденоне.
1997 Победитель международного конкурса на скульптуру для Управления Гавани, Венеция.
1996 Победитель конкурса на витражное окно здания суда, Падуя.
1990–1991 Проект отделки интерьеров парома «Лаурана».
1988–1989 Проект отделки интерьеров суден «Сан Домино» и «Палладио».
1975–1976 Проект отделки интерьеров океанского лайнера «Микеланджело».
1974 Проект отделки интерьеров океанского лайнера «Аусония».
1971 Проект отделки интерьеров океанского лайнера «Маркони».

Наш адрес: Ростов-на-Дону, Шаумяна, 51. Телефон для справок: 240-38-72
Часы работы: с 12 до 19 часов
Выходные дни - понедельник,вторник
Вход бесплатный